В 2023 году российский автомобильный рынок испытал радикальные перемены, вызванные международными санкциями, которые оказали существенное значение на машиностроение страны. Санкции привели к видимому сокращению объемов создания машин и другой техники в России, упавшего на 67% по сравнению с прошлым периодом, что также вызвало массовый уход зарубежных автопроизводителей с рынка России. Эти перемены создали огромный вакуум, который был быстро заполнен увеличением поставок китайских автомобилей.
Очень выразительным оказался рост поставок легкогово транспорта из поднебесной, который увеличился в 5 с половиной раз, достигнув $4,6 миллиарда. Это повышение активов еще затронул экспорт грузовиков, который увеличился в 3,6 раз до $1,68 миллиарда, тракторов, чье количество выросло в 23 раза до $1,63 миллиарда, и строй-техники. В настоящих экономических условиях Китай стал основным игроком на автомобильном рынке России, выдвинувшись в лидеры по поставкам новейших легковых средств передвижения. В 2022 году поставки китайских машин в Россию возрли на 40% и обогнали 117 тысяч единиц, что произошло на фоне урезания вывоза из Европы, Южной Кореи и Японии.
В первый год 2023 года в Россию было поставлено 889 400 легковых транспортных средств, что почти в трое больше, чем на год раньше. При этом более 60% из них являются новыми автомобилями, и примерно 80% всех снабжений обеспечил Китай. Наибольшей популярностью среди брендов Китая являлись Chery, Changan, Omoda, Geely и Exeed, причем Chery и его дочерние компании составили почти 40% от общего объема поставок. Эти бренды, как Chery и Geely, предоставили российским покупателям широкий ассортимент моделей, включая разные виды легковых тс .
В условиях мировых изменений тяжелой промышленности традиционные лидеры, такие как “АвтоВАЗ”, сталкиваются с серьезными вызовами. Нарнастание конкурентноспособных игроков со стороны китайских автопроизводителей создает дополнительное давление на отечественного производителя, особенно в сегменте доступных автомобилей. Хотя “АвтоВАЗ” пытается сохранить свои позиции в дешевом ценообразованном сегменте, новые условия требуют адаптации и пересмотра позиций.
Автопроизводители из Китая активно расширяют свое наступление на рынке России, предлагая новые модели и разнообразные типы автомобилей. Это часть их плана по внедрению крепких позиций на международных рынках, включая Россию. Важным аспектом этой стратегии является перенос фабрик. Этот подход позволяет китайским компаниям глубже заходить в экономику России, оптимизировать товар к местным реалиям и снизить затраты на логистику. Локализация производства способствует не только укреплению мест китайских команий, но и созданию новых рабочих мест, что способствует экономическому росту в регионах.
Примером успешной локализации может быть производство Great Wall в Туле, который стал важным шагом в улучшении мощностей работы автопроизводителей из Китая в России. В дополнение к этому китайские компании активно налаживают партнерские отношения с российскими производителями, такими как “Автотор”, “Соллерс Авто”, “Москвич” и “Моторинвест”. Эти кооперации дают возможность сотруднечеству компаний с технологиями и укреплению деловых связей, создавая прочную основу для длительного партнерства и распространения товара на рынке России.
Такая тенденция установки предприятий не только делает крепче расположение китайских брендов в России, но и поддерживает экономический рост субъектов, где размещены заводы. Это показывает возможность китайских производителей к длительному нахождению на российском рынке и их готовность входить в экономику страны.
Таким образом, рост ввозимых машин из Китая в Россию в 2023 году является показателем более глубоких изменений в мировой экономике и политике. В условиях международных санкций и ухода европейских компаний, Китай быстро заполонил пустоту и стал важнейшим производителем машин в России. Этот тренд не только показывает изменения в мировой торговле, но и показывают стратегический сдвиг в экономического партнерства между Китаем и Россией, что может иметь длительные результаты для обеих стран и мирового машиностроительного рынка.