Санкционная политика западных стран начала менять транспортно-логистический ландшафт России. Поставки грузов через западные границы сократилась до минимумов. В то же время, увеличилась нагрузка на южные пропускные пункты на суше и восточные порты.
На последние приходится наибольший объем ввозимых товаровю Многие предприниматели перестраивают свой бизнес, ищут новых поставщиков. Поэтому поиск и выкуп товаров в Китае выходит на первые места. Вместе с тем объем контейнерных перевозок значительно увеличился за 2022-й год. Уже сейчас руководство портовых терминалов жалуется на ряд возникших проблем.
Например, увеличилось количество импортных контейнеров. Вывозить их не успевают. Причина скрывается в недостаточной подготовленности инфраструктуры. Минтранс по поручению президента уже готовит ряд мер. Но улучшить пропускную способность ВМТП до 1,2 млн. контейнеров удастся лишь к 2025 году.
РЖД продлили скидку на контейнерные перевозки
Чтобы разгрузить морские порты, в том числе “Владивостокский морской торговый порт”, где наблюдается коллапс, приняло решение увеличить количество ж/д рейсов. С января по текущий день объемы перевозимых грузов из портов уже увеличились на 19%. При этом, загруженность мощностей терминалов достигла 90%.
С целью увеличить усилия по вывозу накапливаемых импортных контейнеров, планируется запустить дополнительные составы. До конца года Минтранс планирует привлечь в восточном направлении три пары грузовых поездов. По мнению государственного органа, это позволит снизить создавшуюся нагрузку.
В качестве дополнительной меры “Российские Железные Дороги” также решили сохранить скидку на перевоз импортных контейнеров. Она составит 20,7% при условии перемещения в полувагонах. Специальная акция будет длиться весь следующий год. По мнению руководства РЖД это должно активизировать спрос на услугу.
Структура импорта на Дальнем Востоке
Еще в октябре Дальневосточное таможенное управление привело любопытную статистику. Импорт через регион увеличился на 34%, что считается рекордным показателем. Многие предприниматели, в том числе из европейской части страны, переориентируются на страны Востока. Среди лидеров импорта в Россию стали:
- Китай 73,5%
- Индонезия – 2,5%
- Вьетнам – 2,2%
Почти 80% грузов, которые пришли на Дальний Восток, через порты. В основном речь о контейнерных перевозках. Значительный рост импорта регистрируется почти по всем товарным позициям. Лидером является автомобильная продукция. Рост, в сравнении с прошлым годом в 1,5 раза — до 120 тыс. штук. Что завозят еще?
- На 23% увеличился импорт строительной спецтехники.
- На 8% наблюдается рост продукции хим. промышленности
- Продовольственная продукция стала ввозиться больше на 50%
Вместе с тем отмечается значительное увеличение ввоза товаров первой необходимости. В общей сложности около 311 тыс. тонн. В рамках программы параллельного импорта также ввезено продукции на 48 тыс. тонн. Точное наименование товаров ДВТУ не приводит. Однако общая стоимость продукции более $286млн.
Также РЖД объявило о предоставлении 20% скидки на экспортные и импортные контейнерные перевозки, которые выполняются между Россией и Казахстаном.
Однако есть одно условие: ввозимый товар должен проходить через пограничный переход Болашак-Серхетяка, что находится на границе Казахстана и Туркменистана.
Это направление работает уже несколько лет. Однако особую значимость для России приобрело сравнительно недавно. Этот прямой железнодорожный путь позволил соединить Россию и Центральную Азию с регионами Персидского залива. Скидки действуют для контейнерных грузов как на экспорт, так и на импорт.
В рамках южного коридора, Россия поставляет продукцию собственного производства. Преимущественно, на экспорт идут продукты нефтепереработки, металлопродукция, а также зерновые культуры (в основном пшеница). Основные покупатели: Иран, Туркмения, Саудовская Аравия и многие другие.
Вопрос по вывозу контейнерных грузов с Дальнего Востока и через южный коридор находится под особым вниманием президента. Как отчитался Минтранс РФ, благодаря принятым мерам удалось добиться увеличения вывоза импортных контейнеров на 30%.
Однако на будущий год планируется усилить меры. В частности, возможно будут запущены дополнительные пары железнодорожных составов, налажены дополнительные маршруты. Все это позволит подстроиться под новые реалии.